Меню
lang lang
Центр охраны труда,
экологической, пожарной
и промышленной безопасности
«НСС Консалт»
Версия для слабовидящих
phone
Телефон в Москве:7 (495) 212-18-51
phone
Звонок по России бесплатный: 7 (800) 500-73-52
09:00-18:00 (Пн-Пт)
email
Наш адрес в Москве
Филиал в Санкт-Петербурге
Филиал в Уфе
Филиал в Липецке
Филиал в Ярославле
Филиал в Туле
Ваш филиал:
Сиэтл
Ваш город: Сиэтл?
да, все верно Изменить филиал
Выберите ближайший к Вам филиал
Москва
Санкт-Петербург
Уфа
Липецк
Ярославль
Тула

Специальная оценка условий труда - СОУТ

Подводные камни при проведении специальной оценки условий труда.

Рассматривая вопрос реализации прав работников на гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда, стала явной проблема существенного отличия критериев классификации, действовавших при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда от установленных методикой проведения специальной оценки условий труда. Уже более двух лет существует специальная оценка условий труда. За это время и в законе о специальной оценке условий труда и в методике её проведения были установлены недостатки снижающие размеры гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам по условиям труда, а в некоторых случаях полностью лишая их, ранее установленных гарантий и компенсаций без каких либо изменений условий труда.

 

Применяя Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», необходимо обращать внимание и избегать существенные противоречия закона с требованиями санитарного законодательства в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 

Согласно Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ст. 3 “Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников”.

 

Таким образом, в законе о спецоценке в качестве нормативов воздействия производственных факторов на работающего, закреплены гигиенические нормативы.

 

Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда. В приложениях №№ 11-14 Методики установлены числовые значения уровней физических факторов производственной среды (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, показатели микроклимата), которые не являются гигиеническими нормативами и используются для оценки факторов производственной среды. Указанные показатели по числовым уровням значительно отличаются от гигиенических нормативов и в нарушение ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, используются для оценки уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды, фактически подменяя собой гигиенические нормативы.

 

Кроме того, согласно Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ ст. 39 п.4. “Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам”.

 

Методика выступает основным и единственным документом, руководствуясь которым необходимо проводить специальную оценку условий труда. В то же время она не отвечает ни одному критерию нормативного акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации Постановление от 27 декабря 2010 года № 1160. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся: стандарты безопасности труда; правила и типовые инструкции по охране труда; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

 

Это ставит Методику в исключительное положение и оставляет открытым вопрос, будет ли полностью защищен результат работ, проведенных на ее основе, от успешного судебного обжалования.

 

Рассмотрим различия оценки условий труда водителя легкового автомобиля

 

 

Наименование факторов производственной среды и трудового процесса Класс (подкласс) условий труда
  Аттестация рабочих мест по условиям труда Специальная оценка условий труда
Химический 2 2
Шум1 3.1 2
Инфразвук 2 2
Вибрация общая 2 2
Вибрация локальная 2 2
Тяжесть трудового процесса 3.1 2
Напряженность трудового процесса 3.1 2
Итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2 2
Виды гарантий и компенсаций    
Повышенная оплата труда работника (работников) не менее 4% нет
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 дней нет

 

1Согласно: Санитарным правилам по гигиене труда водителей N 4616-88 от 5 мая 1988 года;
СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки;
ГОСТ 12.1.003-83. Шум. Общие требования безопасности.
Допустимый шум ≤60 дБА.
Согласно:
Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н допустимый шум ≤80 дБА.

 

Таким образом, на примере рабочего места водителя легкового автомобиля, создаётся возможность изменений класса условий по результатам проведённой спецоценки без проведения соответствующих изменений в условиях труда (реконструкция и модернизация оборудования, ограничение контакта работника с вредными производственными факторами и т.д.).

 

В отличие от аттестации рабочих мест по условиям труда при специальной оценке условий труда, не предусмотрено проведение измерений и исследование различных факторов производственной среды и трудового процесса по следующим показателям:

 

 

В заключении рекомендуем работодателям более осмотрительно подходить к вопросам проведения специальной оценки условий труда, обращая внимание на то, что основные причины ошибок экспертов в ходе спецоценки кроются в недостатках и противоречивости законодательства, а также в человеческом факторе.

 

 

Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо усовершенствовать законодательство, адаптировать гигиенические нормативы.

 

Справка. В настоящее время, после обращения Председателя Федерации независимых профсоюзов России Шмакова М.В., в аппарате Правительства Российской Федерации рассматривается вопрос разграничений полномочий между Минтрудом России и Роспотребнадзором в сфере оценки условий труда.

 

Наша компания профессионально занимается Специальной оценкой условий труда - СОУТ, более подобноу информацию смотрите на странице http://www.ohranatrud.ru/pages/ozenka/



sotrudniki

Автор статьи:

Крымов Александр Николаевич

Руководитель направления расследование несчастных случаев на производстве

 

Контакты

contacts
Телефон в Москве
7 (495) 212-18-51
contacts
Звонок по России бесплатный
7 (800) 500-73-52